ЗВЁЗДОЧКА
научно-просветительская общественная организация г.Ижевск
История происхождения и семантика лунного знака толезё

Автор Н.И. Шутова д.и.н. Ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН

Знак восьмиконечной звезды толезё ‘лунный узор’ широко представлен в удмуртском искусстве XIX–XX веков. Выявлен он составе женской одежды на тканых, вышитых, резных, вязаных изделиях, в кружевоплетении - на концах полотенчатых головных уборов, вышивке нагрудников, подола рубахи, рукавов, тканых поясов, краях девичьего вязаного колпака. Мотив лунного знака встречается в рисунке ковров, покрывал, вышивке ворота праздничной мужской рубахи, приспособлениях для ношения детей (нипьет), вязаных носках и варежках, в резных узорах на прялках и подголовниках (йыразьпу) кроватей (Крюкова 1973; Климов 1979; Лебедева 2008). У удмуртов-ватка главным и центральным элементом свадебного нагрудника кабачи является вышивка толезё ‘лунный узор’. В одном случае этот узор, вышитый серебряными нитями на глубоком черном фоне, имеет весьма прямую аналогию с луной на ночном небесном своде. В большинстве же случаев, вышивка выполнена шелковыми нитями насыщенного кирпично-красного цвета. Служит знаком воспроизводства, плодородия, благополучия. Самая раннее и пока единственное резное изображение восьмиконечной звезды обнаружено на костяном пряслице из раскопок А.П. Смирнова на Кушманском городище IX-XIII вв. в бассейне Чепцы. А в целом, в археологическом наследии средневековых удмуртов выявлено множество орнаментальных мотивов, связанных с небесной сферой. Это округлые штампы, разнообразные розетки, спиралевидные украшения, кресты, заключенные в круг и пр. Чаще всего такие узоры рассматриваются в качестве солярных знаков, однако, вполне возможно, что часть из них могла быть связана с символикой луны.

Среди народов Среднего Поволжья и Приуралья мотив восьмиконечной звезды встречается у луговых и восточных марийцев (в частности, в контактной удмуртско-марийской зоне), чувашей, в меньшей степени у башкир, коми, хантов и манси. В марийском искусстве он выявлен в составе узоров передников, концов свадебных полотенчатых подвесок, по краям женских головных платков, подолов рубах (Меджитова 1985). У верховых чувашей лунные знаки украшают женские налобные повязки, вышитые концы свадебного покрывала невесты, края свадебного платка жениха, у низовых чувашей – концы женских полотенчатых уборов сурпан, фабричные изделия XX века (Чувашское народное искусство 1981). В искусстве коми этим узором орнаментированы концы вышитых полотенчатых уборов и тканые пояса (Народное искусство коми), у башкир – женские налобные повязки harayыc, паласы (Руденко 2006; Музей археологии... 2007).

Обратимся к происхождению лунного знака. По результатам изысканий искусствоведа К.М. Климова, орнаментальный мотив – восьмилучевая звезда, являет собой устойчивый образ-концепт в культурной традиции многих народов Евразии – Восточном Средиземноморье, Ближнем Востоке, Средней Азии, Центральной и Восточной Европе. Он выявил, что самые ранние находки восьмилучевой звезды сделаны на Ближнем и Переднем Востоке и в Центральной Азии., Так, в бассейне р. Иордан на поселении Телль-эль-Рассуль IV тыс. до н. э. выявлена фреска, на которой изображены люди и птицы и большая звезда, в ней помещены еще две восьмилучевые звезды, одна в другой. Две последние звезды близки по иконографии к нашему знаку толезё. Следующая находка – глиняная чаша из поселения Чонг-депе из Центральной Азии (Южная Туркмения) относится к эпохе энеолита IV-III тыс. до н. э. На чаше обозначен орнамент, состоящий из четырех козликов, между которыми располагаются крупные кресты (с восьмилучевыми звездами в пределах креста), заключенные в ромбические полихромные картуши (Климов 2005).

Мотив восьмилучевой звезды имеет широкое распространение в культуре народов, заселяющих территорию от Ефрата до Окса и Инда, в области архитектурного декора, в декоративно-прикладном искусстве и нумизматике. Приведем некоторые примеры. Восьмилучевые фигуры на печатях Двуречья и Ирана были связаны с символикой созидания и плодородия, являлись символом месопотамской богини Иштар. Вместе с тем, по мнению Д. Трессидера «это также одна из форм Вифлеемской звезды». В Средней Азии керамика с поселения Сапалли (Южный Узбекистан), украшенная налепными восьмилучевыми звездами по тулову и плечикам, предназначалась для ритуальных целей, служила свидетельством поклонения небесным светилам и понималась «как солнечный символ». В дворцовом комплексе Ай-Ханум (узб. «Госпожа Луна») раскопан мозаичный пол в банном помещении с изображением восьмилучевой звезды. Близкие изображения встречались в Парфии, Анатолии. В начале I тысячелетия н. э. во времена Византийской империи мотив восьмиконечной звезды, именуемый «Бейт Лехем» - Вифлеем, получил широкое распространение в оформлении христианских храмов Святой Земли и Византийской империи IV-XV вв. (Климов 2005).

Особое место лунный знак занимает в декоративном искусстве местного населения Палестины в изделиях, предназначенных для проведения праздничного ритуала – свадебного обряда (свадебные подушки и платье для невесты). Этот мотив здесь связан с идеей плодородия, символикой света и жизни. Этот мотив популярен на всем арабском мире Ближнего Востока, как среди мусульман, так и среди христиан. В текстильном искусстве о. Крита этот мотив также используют для изготовления свадебных нарядов и предметов у греков-киприотов (свадебная кровать для молодых, кружевные изделия). Это своеобразный оберег, символ счастья, благополучия и изобилия для молодых. Этот знак встречается у турок-киприотов, в ковроделии Турции и Азербайджана и других народов, на Балканском полуострове, у финно-угорских народов Восточной Европы (венгры, прибалтийские финны, карелы, вепсы). У белорусов, украинцев, на Русском Севере, в западных областях России (Белгородская, Курская, Смоленская обл.) восьмилучевой звездой орнаментируют рушники, декоративные свадебные полотенца (Климов 2005).

Семантика знака ночного небесного светила довольно противоречива и варьируется в культурах разных народов. В ряде традиций, Луна является религиозным символом, означающим власть ночных сил. «Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе» (Символы, знаки, эмблемы 2003). «Луна из-за явной связи с менструальным циклом, «лунной» кровью, которая, как предполагается дает жизнь любому человеческому зародышу в чреве, повсюду стала главным символом Богини-матери» (Уокер 2005).

Луна – весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение луне даже преобладало над культом солнца. … «Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы. Если в ряде древних традиций луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало» (Символы, знаки, эмблемы 2003). Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Артемиды, римской Дианы. Позднее этот знак использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, привносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Затем символ был перенят турками после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным кресту. Открытая вверх дуга лунного серпа означает женское начало в мире. Опущенная вниз, перевернутая, являет собой чашу, из которой вытекает благодать, питающая собой все живое. Серп нарождающейся луны обозначает и лунный день, и лунный элемент – серебро. Новолунию приписывались магические свойства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем активизации темных сил (Символы, знаки, эмблемы 2003).

Откуда и каким путем мотив лунного знака из Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Средней Азии проникает в наши края и, в частности, к удмуртам? Можно предполагать, что этот орнаментальный элемент особенную популярность приобретает в период могущества Византии и широко распространяется в регионах, входящих в сферу ее влияния (Балканы, Прибалтика, Украина). Процессы христианизации способствовали тому, что этот знак проникает далее, в более северные и северо-восточные ареалы - Скандинавия, Восточная Европа. Вполне возможно, что на Русский Север и в наши края образ восьмилучевой звезды мог попасть в связи с распространением православных идей и хорошо закрепиться у тех народов и в тех ареалах, в которых геометрический орнамент занимал господствующие позиции в декоративно-прикладном искусстве.

Таким образом, восьми лучевая звезда один из самых древних и многозначных символов, имеющий возраст около VI тысячелетий. Мотив имел широкое распространение в культурной традиции многих народов Евразии. Следует отметить при этом мозаичность распространения этого знака (он хорошо представлен в орнаментике одних народов, редко или почти не встречается в орнаментике других), во-первых, и противоречивость его семантики (лунный знак у одних народов связан с мужским началом, а у других - с женским), во-вторых. В Камско-Вятском регионе лунный знак встречается со времен средневековья, в удмуртском народном искусстве он играет важную роль в женском костюме, обрядах и ритуалах, связанных со свадьбой, рождением и воспитанием детей. В удмуртской традиции восьмилучевая звезда служит символом счастья, благополучия, изобилия, знаком плодородия и воспроизводства. Этот образ-концепт издавна был воспринят культурной традицией удмуртов, включен в базовую геометрическую основу декоративно-прикладного искусства удмуртов, творчески переработан и стал одним из главных национальных символов. Мы имеем полное право сделать его нашим удмуртским брендом.

Смотреть ролик "Ижевск - город Луны"

Далее о проекте..